Электронная приёмная  

Введите e-mail сада
Введите Ваш e-mail
Введите текст вашего сообщения:
3+2-1
   
   

Консультация педагога-психолога

Подробности

Профилактика стресса у детей

Механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. 

Симптомы стресса малышей до 2-х лет: чрезмерная раздражительность; демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита; ухудшение сна. 

Симптомы стресса у детей дошкольного возраста: возросшая требовательность и частое проявление негодования; «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку и т.д.); чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни смерти и т.п.; вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины; появление дефектов речи; гиперактивность или, наоборот, снижение активности; слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства. 

Причины стресса детей: развод родителей; расставание с дорогими людьми; смерть близкого человека; 

катастрофы, травмы; детские страхи (оставаться одному, боязнь чудовищ и т.д.); применение насилия; 

появление нового ребёнка в семье; переезд; гибель домашнего животного;изменение социальной среды (поступление в детский сад и т.д.). 

Профилактика стресса у детей

  • больше общайтесь, обнимайте ребёнка, поддерживайте доверительные отношения с ним, научитесь его понимать;  
  • необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям, пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях; 
  • помогайте ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, не оставляйте его один на один с трудностями; 
  • убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, рисовать и т.д. 

Тип восприятия вашего ребенка.

Сегодня мы поговорим о том, каким образом (через какие каналы) ребенок познает окружающий мир (воспринимает информацию). И как лучше до него донести что-то важное или как ему легче запомнить что-то новое.

Итак, все мы знаем, что от природы у человека пять источников получения информации извне.

kons psichologa

Это уши (аудиальный источник); глаза (визуальный источник); кожа (тактильные ощущения, или кинестетические); вкусовые рецепторы и обонятельный канал восприятия. С самого рождения человек получает сведения об окружающей среде по этим каналам восприятия. Постепенно под воздействием воспитания и среды у каждого человека выделяется один-два ведущих канала. Чаще всего, главными становятся аудиальный, визуальный и кинестетический канал. Конечно, это не говорит о том, что человек не воспринимает другие виды информации, просто первостепенно обрабатывается та, которая получена из ведущего источника. В психологии каждого человека, в зависимости от его главной системы восприятия, так и называют: аудиал, визуал, кинестетик (или кинестет). В чистом виде аудиалов, визуалов и кинестетиков практически не бывает. К основному виду почти всегда примешивается еще какой-либо вид.

Виды каналов восприятия:

Аудиальный.

То, что мы слышим: речь, свист ветра, или звук, капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

Аудиал – прежде всего, слышит, а потом видит и чувствует, такой человек может абсолютно не смотреть на собеседника, но очень хорошо воспринимать то, что ему говорят. Иногда может специально отвернуться от говорящего, чтобы лучше расслышать. Обладая не очень хорошей памятью на лица, он безошибочно определяет людей по голосу. Если человек, который с тобой разговаривает, смотрит по сторонам или вообще стоит спиной, это не значит, что он тебя игнорирует, скорее всего, это явный аудиал.

Как распознать: в речи аудиал употребляет слова «слышишь», «слушай». Поворачивает к собеседнику ухо, а не лицо. Легко произнесет: «Слушай, какая картина».

Визуальный

То, что мы видим. Образы, картинки, кино. Визуал – человек, который видит. Он заметит каждую пылинку, крошку, незначительный оттенок цвета, при разговоре всегда старается смотреть собеседнику в глаза. Обладает прекрасной памятью на лица, а по голосу может и перепутать.

Как распознать: визуал чаще всего говорит «смотри», «видишь», «посмотрим». Легко может сказать: «Видишь, какая музыка».

Кинестетический

(От ‘ кинес” – ‘ движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус. То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на 3 части:

Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание;

Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло;

Мета-ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, грусти и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Кинестетик – он слышит и видит, только когда ощущает. В разговоре может дотрагиваться до собеседника, а если нельзя, то будет что-то теребить в руках. Если он находится на значительном расстоянии от вас, то весьма вероятно, что разговор вообще не состоится, пока он вас не «почувствует кожей». Одежду кинестетики выбирают мягкую, приятную к коже, колючие шерстяные свитера исключены.

Как распознать: слова «чувствую», «мягкий», «приятный». Легко произнесет: «Чувствуешь, какая мягкая музыка». Всегда старается сократить дистанцию в разговоре, потрогать или вас, или вашу сумочку, молнию, пуговку и т.д.

Очень важно с раннего возраста распознать кто ваш ребенок: аудиал, визуал или кинестетик. Поскольку это позволит построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка. Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.

Отличия между кинестетиками, визуалами, аудиалами касаются очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.

Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как онвыглядит.

Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя. Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на чтонужно нажать, и желательно сделать все своими руками. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее.

Характерные  особенности детей с различными способами познания.

Основные особенности Визуала: они познают окружающий мир визуально, то есть, воспринимая информацию, больше полагаются на зрительные ощущения.

kons psichologa1

Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как цвет, форма, размеры, движение. Большинство визуалов обладают великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения, прежде всего, стремятся рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем.

Такие дети выделяется значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру. Они любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку.

В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов «паззл», лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.

Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. В старшем возрасте дети с визуальным типом восприятия предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают, любят видеоигры.

          Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, они легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности Аудиала: они познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, аудиалы раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.

kons psichologa2

С младенческого возраста их легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе хорошо читают вслух и легко запоминают указания учителя.

В старшем возрасте они любят слушать магнитофонные записи и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов.

Аудиалы получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах, успешно обучаются иностранным языкам.Так как основное внимание у детей с аудиальным типом восприятия приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

Основные особенности Кинестетика: они познают окружающий мир тактильным (кинестетическим) способом, то есть путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры — плеч, рук, ног, стоп и т.д.

kons psichologa3

В младенческом возрасте такие дети не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. Раньше, чем другие дети, начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, плаванием, любят кубики и движущиеся игрушки на колесиках. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве могут чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться детям кинестетического типа восприятия уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое, концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль — активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной неуспеваемости, тогда как вне школы своим бесстрашием и силой неизменно завоевывают авторитет среди сверстников.