Электронная приёмная  

Введите e-mail сада
Введите Ваш e-mail
Введите текст вашего сообщения:
3+2-1
   
   

Создание условий для познавательно-речевой активности детей в семье

Подробности

Для познавательно-речевой активности детей ничего специально не нужно организовывать. Поводом и предметом для развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал предоставляют детские книжки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; сопереживать услышанное).

На кухне рассказывайте ребёнку, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Называйте свойства продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Поручите ему посильную помощь по кухне. Практически на любом наглядном материале могут быть проведены такие игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Все игры в ванной связаны с исследованием свойств предметов. Спросите ребёнка: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?». В играх с водой он освоит, что значит «полный» и «пустой», «глубина» и т.п.В таких играх главное помнить, что интерес ребенка к исследованиям зависит и от вашей изобретательности. Чем больше экспериментов вы сделаете, тем больше ребенок узнает о свойствах воды и различных материалах. Вам пригодятся губки, баночки, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть, воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.

Разговаривайте с ребенком во время прогулки, даже если вы думаете, что ребенок вас не поймет. Используйте простые понятные слова, не скупитесь на эмоции. Обращайте внимание на то, чем он заинтересовался. Рассказывайте, что делают люди вокруг, объясняйте, почему все так происходит.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града. Это развивает слуховое внимание. Опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор и словарь ребёнка.

Если вы специально обращаете внимание, ребенок начинает видеть то, что раньше не замечал. Дети не всегда способны делать открытия в обыденной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.